Советский Союз
И все что с ним связано.
Главная Каталог Статьи Фотогалерея
Каталог » Журнал "Огонек" » Дела стиральные… Корзина

Дела стиральные…

Дела стиральные…

В журнале «Огонек» № 21 за 1958 год была опубликована статья «Стиральные хлопоты». Мы возвращаемся к тому, о чем тогда писали.

Вряд ли  придет   в  голову к нормальному        человеку собственное белье   выдавать  за   чужое.   Иные же ленинградки    вынуждены были в свое время исподтишка    пользоваться    метками-номерками своих друзей   и   соседей: прачечных не хватало и действовали они вполсилы.

Сейчас ничего похожего уже нет. Обещав нашим читателям изжить недостатки, подмеченные «Огоньком», в Ленинграде сдержали слово. О том, как это достигнуто, начальник городского управления коммунальными предприятиями Леонид Иванович Ковригин рассказывает:

—  Фабрикам-прачечным мешал разрыв между производительностью стиральных и остальных цехов. Например, простыни, полотенца гладили механически, на каландрах, а фасонное белье — вручную, утюгами. Теперь утюги полностью вытеснены гладильными прессами. Механизированы еще некоторые операции. Устаревшее оборудование уступает место современному.

Догадываются женщины или нет, но почти во всех городских прачечных есть у них въедливые соперники — заводы, фабрики, учреждения. Это все клиенты с их так называемым «массовым» бельем. В Ленинграде иначе: индивидуальное белье прежде  всего.

В ближайшем будущем «стиральные дела» должны еще улучшиться. Сооружаются две мощные фабрики. Проектируется сверхмощная — за одну только смену она сможет обеспечить чистым бельем на целый месяц четыре тысячи ленинградцев. Откроются десятки новых приемных пунктов.

В Москве теперь тоже благополучнее прежнего.

—   За последние четыре года общая мощность прачечных в столице значительно возросла,— говорит начальник   управления   бытового и коммунального обслуживания Борис Алексеевич Самойлов.— Мы не только строили, не только внедряли механизмы и автоматы, но и пересмотрели технологию стирки. Она ускорилась и, разумеется, не в ущерб качеству. Вдвое больше стало  приемных   пунктов.

Ближайшие перспективы? Сдается в эксплуатацию фабрика, оснащенная по последнему слову «стиральной науки». До конца семилетки построят еще пятнадцать. В столице будет свыше девятисот приемных пунктов.

И тем не менее «дела стиральные» еще вызывают большую тревогу. Недостатков хватает даже в Москве, Ленинграде.

В  потоке жалоб...

Если жительнице Волгограда или Саратова плохо постирали белье, она долю своих претензий вправе предъявить горьковским руководителям. Опечатки тут нет. Чтобы все передовое в стирке быстрее распространялось в Поволжье, решили построить в Горьком опытно-показательную прачечную. Ее все нет.

Эта долгостроевщина не исключение. В Министерстве коммунального хозяйства РСФСР мне дали список, который стоит привести хотя бы частично: Башкирская, Мордовская, Кабардино-Балкарская АССР, Алтайский и Краснодарский края, Воронежская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Пермская, Саратовская, Свердловская, Томская области. Здесь план строительства прачечных не выполняется. В Калмыкии, Чечено-Ингушетии, Приморье, Амурской и Тюменской областях выполнение плана в минувшем году сорвано.

Нет порядка и во множестве действующих прачечных. В Новосибирске удельный вес индивидуального белья что ни год, то ниже, а ныне он упал до десяти процентов. В Кемерове же этим процентам и падать некуда — они близки  к нулю.

Армавир разбросан, хотя и невелик. Но нет тут ни приемных пунктов, ни обслуживания на дому. Кто не в силах тащить свой узел с бельем через весь город в прачечную, пусть пеняет на себя. Местным руководителям недосуг позаботиться хотя бы о престарелых людях и инвалидах.

В потоке жалоб всюду бросается в глаза, что больше всего недовольны люди качеством стирки: то изорвут белье или пятна посадят, то выгладят так, словно копытом гладили, или пуговицы поломают, расплющат, расплавят. Между тем, по мнению специалистов, нет в стране прачечных, где нельзя было бы стирать белье хорошо или отлично, несмотря на все нехватки.

«Правы ли специалисты?» — спросил я работников прачечных из разных городов. Все ответили: да! Но вслед посыпались нарекания на местных руководителей. Даже о стародавних бедах эти руководители знают лишь понаслышке, судят по бумажкам, получаемым из третьих рук. А помогают слабо. Дни и недели приходится тратить, чтобы раздобыть обыкновенный подшипник, получить автомашину для перевозки топлива или отремонтировать мотороллер.

По-прежнему

Как правило, и плановые органы, и бесчисленные главснабы, и совнархозы не очень-то жалуют прачечные своим вниманием. Новая техника здесь часто соседствует с допотопной.

Несколько лет назад все жаловались на вяземские стиральные машины. Повстречался мне тогда склонный к юмору инженер, растолковавший причину жалоб: «Со времен дедушки Крылова известно, что получается, коль пироги печет сапожнин: в Вязьме машины эти делают люди, для которых труд в цехе — побочное занятие. Они дома сапожничают». К сожалению, и теперь никто не рассыпается в благодарностях вяземским машиностроителям.

Был я у директора большой московской фабрики-прачечной, когда к нему заглянули его приезжие
коллеги. Заглянули, чтобы похристарадничать: «Дайте несколько сеток, хоть рваных...»

Уже много лет применяют эти наипростейшие сетки, стирая в них белье. Но прачечные некоторых областных центров их ни разу не получали.

Да что сетки! Известно, что мыловаренное производство поглощает много жиров, а они у нас явно не в избытке. Тем не менее по вине промышленности в прачечных и домашнем хозяйстве ежегодно зря тратят тысячи и тысячи тонн мыла. В Ленинграде я беседовал с заместителем директора Всесоюзного научно-исследовательского института жиров Владимиром Петровичем Ржехиным и заведующим отделом моющих средств Федором Васильевичем Неволиным. Они подтвердили, что из-за жесткости воды эффективность применения мыла зачастую снижается на треть, а в Поволжье и Средней Азии — еще больше. Выход известен. Надо умягчать воду. Тогда и мыло сберегается, и ткань лучше стирается, дольше служит. Сверх того повышается производительность стиральных агрегатов, в домашних же условиях стирка отнимает меньше сил. Но во многих прачечных лишь мечтают о водоумягчительных установках. А водоумягчительные средства для домашней стирки никто не хочет выпускать, хотя это производство легко наладить.

Есть надежда, что этим неурядицам скоро придет конец. В плановых организациях созданы группы специалистов по проблемам бытового обслуживания населения. Надо полагать, что все касающееся службы быта, в том числе прачечных, начнут планировать своевременно и квалифицированно. Уже проведена специализация заводов, которые будут выпускать необходимое оборудование. Химикам поручено сделать все от них зависящее, чтобы прачечные распрощались с отсталой технологией.

 С этого и начать

Новую ленинградскую фабрику-прачечную  построили    близ  Нарвской заставы. Рабочих там всегда не хватает. Естественно, опасались, что трудно будет найти кадры и для фабрики. Но терпеливо обходили близлежащие дома, выискивали женщин, почему-либо не работающих или желающих сменить место работы. Надо было — уговаривали. Надо было — подолгу разъясняли, как важно открыть фабрику в срок. О ней не забывали и в Кировском райкоме партии, в райисполкоме, напоминали хозяйственникам: подумайте, нет ли на примете подходящих людей? Сообща подобрали работниц. Обучили. Еще только год новой прачечной, а по всей округе о ней говорят с уважением  и  признательностью.

Вот что дает действенная заинтересованность руководителей. Она неизменно передается младшим командирам производства, рядовым труженикам.

В столице родился почин, которому можно с уверенностью предсказать большое будущее. В стиральном цехе фабрики-прачечной № 4 работает бригадир Екатерина Васильевна Анашкина. Она всегда трудилась тщательно, но ее старания, бывало, сводились на нет при последующих операциях. Тогда она предложила создать «сквозную бригаду», выполняющую все основные операции. В пакет с чистым бельем каждого клиента стали вкладывать напечатанный типографским способом ярлык: «Дорогой товарищ! Ваше белье постирала и погладила бригада Екатерины Анашкиной. Мы постарались, чтобы Вам приятно было им пользоваться».

Вдаваться в подробности незачем, но «паспорт безупречности» заставил всех в бригаде подтянуться.

С распространения опыта Екатерины Васильевны Анашкиной и надо начинать всюду, где по-настоящему стремятся добросовестно обслуживать население. А чтобы это стремление поскорее достигло цели, есть смысл прибегнуть к содействию самих клиентов, создать в каждой прачечной общественный совет.

Журнал «Огонек» февраль, 1963 г.

Просмотров: 1188

Дата: Четверг, 11 Апреля 2013

Комментарии к статье:


Добавить комментарий:

Автор:
Комментарий: