Причастность эпохе
Однажды Евгения Книпович написала: «Критик не только вправе иметь свою идейно-эстетическую позицию, но и отстаивать ее со всей страстью... выражать свое «да» или «нет». И все ее творчество подчинено этому принципу. У нее я не встречала туманных оценок и завуалированных выводов.
Мне приходилось встречаться с Евгенией Федоровной на заседаниях и съездах, в редакциях газет и журналов. И везде, всегда Книпович ровна, по видимости спокойна, всегда принципиальна и целеустремленна. Вот о ком можно сказать, что литература для нее— жизнь.
Мы много — и это естественно — говорим теперь об интернациональной теме в литературе. Евгения Книпович — одна из тех, кто в своих критических и литературоведческих работах развивал всю жизнь принципы советского патриотизма и интернационализма. Подчеркну эту широту критика, широту его мировоззрения и поразительную эрудированность.
Евгения Книпович много занимается зарубежной литературой, германистикой, выступает на симпозиумах и форумах с неизменной убежденностью, с внутренней сдержанной страстью отстаивая и социалистический мир и социалистическое искусство. Генрих Гейне, Лион Фейхтвангер, Томас Манн, Бертольт Брехт, Арнольд Цвейг, Франц Фюман, Анна Зегерс — вот о ком пишет Евгения Книпович. Примером широты ее взглядов и объективности суждений служит убедительная статья о Франце Кафке, пожалуй, одна из первых в нашей литературе, посвященная австрийскому
писателю. Серьезный и — снова употреблю это слово — убедительный анализ противоречий одного из самых сложных писателей начала века.
Вспоминая тех, кто сегодня клянется именем Кафки, осуждая доморощенный современный модернизм, Книпович пишет: «...В абсурдных гротесках его подражателей не чувствуется горечи самоосуждения, боли за униженность человека, которые и делают творчество Кафки пусть ограниченным, но документом эпохи».
Сложнейшим явлениям западной литературы XX века посвящен и недавно вышедший в свет сборник статей Евгении Книпович «Ответственность за будущее». Начинается он статьей «Читая Ленина». Ленинизм эстетики — кредо автора. Это ясно читателю интереснейшей и глубокой книги.
В работах о современниках— личное восприятие эпохи. Лирика. Ведь эпоха, скажем, Ольги Форш или Александра Блока — это эпоха и Евгении Федоровны, это ее молодость, но молодость человека, уже делавшего свои первые шаги в литературе. Однако, как ни привлекателен лиризм, одного его было бы мало. Своих современников критик рассматривает как явление эпохи, истории. Историзм взгляда и мышления Книпович отлично прослеживается в работах о «Русском лесе» Л. Леонова, «Поднятой целине» М. Шолохова, о творчестве А. Фадеева, Н. Тихонова и, конечно же, М. Горького.
В этом огромная ценность работы критика, который в одном строю с писателями-современниками.
Лидия ФОМЕНКО
Журнал «Огонек» сентябрь 1973 г.