Актриса первой величины
Одним из самых больших увлечений моей театральной молодости была 1-я студия МХТ. Я буквально пропадал там все свободное время и с восхищением, с восторгом следил за актрисой, каждая роль которой потрясала меня до глубины души какой-то удивительной, тонкой подлинностью, удивительно изящной правдой. Каждое слово, каждый жест были полны обаяния, женственности и неподдельной искренности — таким лиризмом, который, раз увиденный, оставался в памяти навсегда... Софья Владимировна Гиацинтова — это Мария в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Нелли в «Униженных и оскорбленных» по Достоевскому, Амаранта в «Испанском священнике» Флетчера, донна Анна в «Каменном госте» Пушкина, Рашель в «Вассе Железновой» Горького... В каждой роли новая, а вместе с тем по-своему неповторимо особенная, индивидуальная, как и позднее — в ибсеновской Норе, в тургеневской Наталье Петровне. Всегда выходящая на сцену со своим глубоко личным, человеческим отношением к образам своих героинь... В Театре имени Ленинского комсомола еще ярче, еще многограннее развернулся талант замечательной артистки; и вот уже она предстает в совершенно неожиданной роли Агнесы в пьесе Н. Погодина «Моль»: виртуозно лжет, изворачивается, вьет паутину интриг со страстью, достойной лучшего применения, мутит воду в своем узком, мещанском мирке... Этот женский образ Гиацинтова поднимает до высоты философского обобщения, бросая смелый вызов в лицо обывателю. Она была великолепна в «Моли»! Но ее истинная стихия — это живые и прекрасные люди со своими сокровенными думами, чувствами, радостями и страданиями, падениями и взлетами. Воплощением такой мечты, образом, вынашиваемым всю жизнь, явилась роль Марии Александровны Ульяновой в спектакле «Семья» В. Попова. Здесь происходит наибольшее слияние образа героини с человеческой сущностью самой артистки. Как-то случилось так, что моя долгая актерская жизнь не свела наши судьбы для личного общения на сцене. Зато в последние годы мы близко столкнулись с С. В. Гиацинтовой, работая вместе в Совете Всероссийского театрального общества, в Центральном доме актера. И каждый раз, встречаясь с Софьей Владимировной, я снова возвращаюсь мыслью к тем далеким уже годам, когда следил, как завороженный, за каждым ее движением, ловил со сцены каждое ее слово и понимал уже тогда, что передо мной актриса поистине первой величины... Понимаю и теперь всю меру духовного богатства, которое дает общение с человеком такой доброты и отзывчивости, человеком, исполненным одной заботы: отдать людям максимум из того, что приобретено им в жизни: опыт, знания, щедрость сердца, блеск таланта... Такова Софья Владимировна на сцене со своими героинями, такова она с учениками в театре, такова с друзьями в жизни... Ибо когда человек талантлив — он талантлив во всем, талантлив даже в способности отбросить груз времени, пренебречь тяжестью прожитых лет и с неизменной смелостью стремиться по-прежнему навстречу людям.
Журнал «Огонек», август, 1970
Просмотров: 1546
Дата: Среда, 22 Мая 2013
Комментарии к статье:
Добавить комментарий:
|