Международное бюро Всемирной выставки в Брюсселе наградило Почетным дипломом Палехское отделение Союза художников, золотыми медалями — мастерскую артель «Пролетарское искусство» и Федоскинскую артель живописцев, серебряной медалью — Холуйскую художественную артель «за изделия из папье-маше». Не в первый раз за рубежами нашей Родины отмечается ювелирно-тонкое мастерство художников-миниатюристов. Ларцы, шкатулки и коробки различных форм и назначений, портсигары, декоративные тарелки и блюда, очешники, бисерницы, письменные приборы, пудреницы и многие другие обиходные вещи, и предметы, побывав в руках виртуозов миниатюрной росписи, становятся драгоценными произведениями народного декоративного искусства. Современная социалистическая действительность, быт и работа тружеников города и деревни, жизнь природы; темы песенные, былинные, сказочные, исторические и историко-революционные; иллюстрации к русской классической, мировой и советской литературе — многообразны творческие интересы и устремления художников Палеха, Мстёры, Холуя и Федоскина. В Палехе на большой площади, против памятника-бюста В. И. Ленину, высится здание Государственного музея палехского искусства. На здании укреплена мраморная доска со словами А. М. Горького, большого друга Палеха; «Можно ли было думать, что через иконопись, консервативнейшее ремесло... мастера Палеха и Мстёры придут к их современному отличному мастерству, которое вызывает восхищение...» Это восхищение закономерно; произведения художников Палеха всегда отмечены поэтичностью, романтичностью образов, виртуозностью техники. Замечательны миниатюры русского самородка Ивана Голикова, создавшего, в частности, иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Подлинники этих работ хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Таковы и работы другого основоположника нового палехского искусства, Ивана Маркичева — певца крестьянского труда, разрисовавшего среди других миниатюр декоративную тарелку на тему «Жнитво», и замечательные работы одного из старейших палехских мастеров, Ивана Вакурова, «Охота», и представительницы третьего поколения художников Палеха Тамары Зубковой — миниатюры на темы песен Михаила Исаковского. Но не только искусством миниатюры славен Палех, где в настоящее время работает около 150 художников трех поколений. Известны работы палешан и в театрально-декорационном искусстве (оформление оперы «Золотой петушок», балета «Сказка о мертвой царевне...»), книжном оформлении (к примеру, оформление книг «Народные русские сказки», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина), в области стенописи и реставрационного дела. Огромная работа проделана палешанами по реставрации фресок и икон старинных соборов Московского Кремля. Искусство Мстёры и Холуя во многом сродни искусству Палеха. Мастера трех селений Владимиро-Суздальской земли уже с XV—XVI веков занимались иконописью. Истоками искусства Палеха, Мстёры и Холуя является древнерусская живопись и миниатюра. Но вместе с тем у Мстёры и Холуя свои стилевые особенности, свое, присущее каждому коллективу своеобразие письма. Если искусству Холуя присущи декоративная условность, символика, то искусству Мстёры — большая, чем Палеху, живописность. Старики Мстёры в прошлом были иконописцами. Им, как и палешанам, многое пришлось преодолеть, прежде чем они вышли сами и вывели на новый путь искусства светской миниатюры молодых художников. Ныне художники Мстёры разрабатывают в своих вдохновенных композициях самые различные сюжеты. Их творчество в большой мере связано с основополагающей ролью пейзажа. Умело компонуют художники Мстёры в своих миниатюрах темы труда, темы нашей современности, хотя с увлечением работают и над многими литературными, песенными, сказочными темами. Другим известным очагом искусства миниатюры является подмосковное село Федоскино, где производство изделий из папье-маше существует с 1795 года. Современные нам художники Федоскина работают в основном в традициях живописи миниатюристов и художников второй половины XIX века. Корни их искусства уходят в благодатную почву прогрессивного течения русской живописи — передвижничества. Художники Федоскина в прошлом были копиистами, пропагандирующими в своих миниатюрах русское искусство живописи (и прежде всего передвижников). Так было раньше. За годы Октября федоскинцы стали художниками-творцами, создателями множества оригинальных миниатюр, исполненных на черном лаке. Зачинателями новых путей в Федоскине были художники Иван Семенов, Алексей Кругликов и другие, а их талантливыми учениками и последователями являются миниатюристы Виктор Липицкий, Михаил Пашинин, Михаил Чижов и многие другие, унаследовавшие от своих учителей традиционные начала реалистического искусства. Так, убедительно исполнена правдивая композиция И. Семенова «Всадник-монгол на верблюде», красочная, полная динамики работа В. Липицкого «Русский танец», лирическая миниатюра М. Пашинина «Снегурочка» (интересная, между прочим, и тем, что фигура Снегурочки написана мастером чисто федоскинским приемом — «по-сквозному», на перламутре) и другие работы, находящиеся в Музее народного искусства. Много миниатюристов, хороших и разных,— каждый со своим творческим почерком, со своей манерой письма, со своими образами, сюжетами, мотивами — живет и работает в русских селениях Палехе, Федоскине, Холуе и Мстёре. По стилю разнятся между собой и художники и творческие коллективы селений. Эти маленькие драгоценности всегда легко отличить одну от другой. Но в них всегда есть и общее: вдохновенность творческих дерзаний, настоящее утверждение красоты жизни и красоты искусства. Тем и дорого нам творчество мастеров русских советских художественных лаков! Н. Соболевский И. И. Голиков. Слово о полку Игореве. Вступление Игоря и Всеволода в поход. 1933 г. Палех. Государственная Третьяковская Галерея. И. В. Маркичев. Жнитво. Декоративная тарелка. 1933 г. Палех. И. П. Вакуров. Охота на оленя. Шкатулка. 1956 г. Палех. М. Г. Пашинин. Снегурочка. Шкатулка. 1954г. Федоскино. И. Н. Морозов. Смычка город с деревней. Коробка. 1933 г. Мастера. Н. П. Клыков. выезд колхозников на работу. Шкатулка. 1933 г. Мастера. К. В. Костерин. Мощь Советской Армии. 1933 г. Холуй. В. Д. Липицкий. Русский танец. Овальная коробочка.1953 г. Федоскино. И. С. Семенов. Всадник-монгол на верблюде. Коробка. 1934-35 г. Федоскино. Т. И. Зубкова. Верхняя часть ларца с иллюстрациями на темы песен Исаковского. 1955 г. Палех. В. Д. Пузанов-Молев. Афанасий Никитин В Индии. 1934 г. Холуй. Журнал "Огонек", №3, 1959
Просмотров: 33979
Дата: Пятница, 30 Марта 2012
Комментарии к статье:
Добавить комментарий:
|