Беспредельная ширь саванн, плавное течение рек, несущих свои воды сквозь непроходимые чащи тропических лесов, белые африканские города, тихие сельские поселения... Вот что колонизаторы выдают за вчерашний день Конго: но такая жизнь — сегодняшний день миллионов жителей этой колонии. (Слева вверху — обложка пропагандистского альбома «Вчера и сегодня»). Это — Конго, «образцовая колония» Бельгии. Именно так рекламировали эту страну западные газеты. Они даже видели в ней «символ» нового, более «современного» подхода к колониальной проблеме. Сколько комплиментов получили от газетчиков бельгийские колониальные власти, которые «добровольно» взвалили на свои плечи тяжкий груз «цивилизаторской миссии» и пятьдесят лет насаждают европейскую культуру в Конго!.. И вдруг... идиллическую тишину патриархальной колонии разорвали треск пулеметов, залпы пушек, стоны... Что же случилось? Десятки лет миллиарды франков, политых кровью и потом конголезцев, текли в сейфы бельгийских и американских монополий. По свидетельству французского еженедельника «Перспектив экономик», их ежегодная прибыль составляла 80 миллионов фунтов стерлингов. А что получил за эти десятилетия народ Конго, исконный хозяин несметных богатств: залежей меди, кобальта, золота, алмазов, урана? Перед нами богато изданный фотоальбом. Он называется «Вчера и сегодня Конго». Переворачиваем страницу» ДРУГУЮ» третью — и становится ясным нехитрый прием пропагандистов: налево — «вчера», направо — «сегодня». Налево — жалкие хибарки «туземной» деревни, - быт чуть ли не каменного века; направо — прямые белые улицы Леопольдвиля. Налево — «туземный» знахарь, варварским способом врачующий больного ребенка, направо — врач-конголезец, прижимающий стетоскоп к груди земляка. Налево — «плохо», направо — «хорошо». Все просто, ясно, как божий день! Но эта фотоидиллия рассеивается при первом же соприкосновении с реальной жизнью. То, что в альбоме изображено как «вчера», на деле по-прежнему остается трагическим «сегодня» для миллионов конголезцев. Конечно, в Конго есть и сверкающие на солнце белые улицы, выстроенные в современном стиле. Но они для ничтожного меньшинства, для европейцев, живущих в стране. А в «туземных» кварталах Леопольдвиля скученность, беспросветная нищета, эпидемии. Да, найдется в Конго и некоторое число врачей-конголезцев. Но что может значить этот «козырь» составителей альбома по сравнению с ужасающей действительностью! Вот убийственные цифры: за время господства бельгийцев африканское население Конго уменьшилось с двадцати миллионов до тринадцати! Эта сцена лечения ребенка знахарем «противопоставляется» приему у врача-конголезца. Но пропагандистский трюк опровергается статистическими данными: на все Конго имеется лишь нескалько сот врачей, да и те обслуживают в оснавном буржуазию и чиновничество. Откуда может народ Конго черпать для себя кадры врачей, учителей, если даже английская консервативная газета «Дейли телеграф» бросает властям Бельгийского Конго упрек в том, что в стране всего 250 студентов, то есть по одному на каждые 52 тысячи населения?! «Живые экспонаты» — конголезцы на Всимирной выстовке в Бресселе. На Всемирной выставке в Брюсселе бельгийские колонизаторы попытались проделать тот же трюк, что и в упомянутом выше альбоме. В павильоне «Бельгийское Конго» за стекло были посажены специально принаряженные «живые экспонаты» из Конго. Они должны были, по замыслам устроителей выставки, пробудить в сердцах посетителей восторг и умиление. Увы, эффект получился обратным. Видя это надругательство над человеческим достоинством, посетители открыто выражали свое возмущение. Эмансипация? Независимость? Нет, это не входит в планы колонизаторов. Это было бы опасно для доходов американских, английских и бельгийских компаний. Ведь каторжные условия работы конголезцев на урановых, медных и алмазных рудниках и нищенская плата (в 10—20 раз меньше, чем получают шахтеры Европы) дают сказочные прибыли владельцам. Вот почему католическая газета «Либр Бельжик» категорически заявляет, что о независимости не может быть и речи, можно говорить лишь о «логическом продолжении того, что делалось до сих пор». Леопольдвиль. Послерасстрела демонстрации народ продолжил оставаться на улице. Военная полиция охроняет европейскую часть города Србрание культурной организации АБАКО (Ассоциация Бельгийского Конго), созвонное утром 4 янворя в леопольдвиле, вылилось в мощную демонстрацию. Да, «логическим продолжением» явился расстрел мирной демонстрации в Леопольдвиле 4 января. 32 убитых и 80 раненых негров — эти цифры должны были устрашить население. Но народ ответил на кровавую расправу баррикадами на улицах Леопольдвиля. Поднялось население соседних городов и деревень. На помощь полиции были подтянуты регулярные войска с военной базы в Камине, из Европы на самолетах были срочно переброшены парашютисты. Начались массовые облавы и аресты. Сотни конголезцев были брошены в тюрьмы. По сообщению английского журнала «Спектейтор», во время «столкновений» местного населения с полицией было убито до 1 500 африканцев. За время господства бельгийских колонизаторов от голода и болезней насиление Конго сократилось на семь миллионов человек. ...Неспокойно в Леопольдвиле и в других городах Конго. Днем и ночью ходят патрули под окнами европейцев, охраняя сон колонизаторов. Полиция то и дело «прочесывает» африканские кварталы. Продолжаются насилия, аресты, расстрелы. Колонизаторы лихорадочно ищут новые пути и средства для продолжения старой политики. Уже состряпана куцая программа «новых реформ». Но никакие половинчатые меры, лживые обещания не остановят народ, решивший совершить важный шаг в своей истории — сбросить иго колониализма. Б. САВОСТЬЯНОВ Журнал "Огонек", №5, 1959
Просмотров: 2170
Дата: Пятница, 13 Июля 2012
Комментарии к статье:
Добавить комментарий:
|